На сегодняшний день большими темпами увеличивается количество детей – инвалидов, это показатель очень печальный, на это явление оказывают воздействие самые разные факторы, например, вредные привычки, инфекционные заболевания, врожденные дефекты, наследственность и так далее.
Главная цель занятия физической культурой – это не только поддержания в норме здоровья детей – инвалидов, но и актуальная возможность для развития собственной дисциплины, самооценки ребенка, самоуважения, духа команды, дружбы, сплоченности коллектива, умение общаться со сверстниками и так далее.
В ходе выполнения физических упражнений, происходит развитие личности ребенка, который имеет жизненные ограничения, в результате инвалидности, а именно, формируется разумно восприятие собственного «Я» и окружающего мира, способность адаптироваться в новую окружающую среду и эффективно взаимодействовать с объектами, находящимися в ней, стойко реагировать на стрессы.
У детей – инвалидов физические возможности напрямую зависят от вида их заболевания и для них недоступны обычные спортивные игры, которые предназначены для здоровых детей.
Следует отметить, что для здоровых детей спорт – это обычная потребность, то для детей – инвалидов, физические упражнения жизненно необходимы, так как — это ключ к физической, социальной и психической адаптации.
Ребенок, имеющий то или иное заболевание, сможет только по-настоящему жить, узнать себя, «выбраться из запертой клетки», исключительно в социуме, именно в нем, происходит формирование его личности, познание себя и своего окружения, радости движения, он начинает чувствовать себя частичкой целой системы, понимает, что он не один такой, что есть дети, находящиеся в похожем положении, учиться взаимодействовать с ними, дружить, работать в команде, ощущать вкус победы или поражения.
Итак, адаптивная физическая культура позволяет:
- осваивать новые двигательные навыки и умения, для того чтобы компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;
- решение проблемы изолированности, преодоление комплекса неполноценности, например, пассивность ребенка, уровень повышенной тревоги, отсутствие веры в собственные силы или с другой стороны, работа над собственной завышенной самооценкой – агрессия по отношению к другим, эгоизм.
- средства и методы адаптивной физической культурой позволяет комплексное и всестороннее развитие у детей физических возможностей, улучшение координации и поддержания тонуса всего самочувствия в целом.
Повышение иммунитета, устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, а также занятия плаванием, закаливанием, ходьба босиком по различным поверхностям из песка, гальки, травы и так далее, подвижные спортивные игры, все это позволяет детям – инвалидам испытать радость и полноту жизни от владения своим телом, способностью бороться с преградами и трудностями, возникающими на пути, общаться с ровесниками, обмениваться с ними впечатлениями.
Общение составляет фундамент при занятии спортом, так как именно в процессе спортивной деятельности, дети – инвалиды делятся друг с другом своими чувствами, переживаниями, учатся понимать, влиять и взаимообогащать таких же, как и они.
Следует отметить, что значение физической культуры для детей – инвалидов играет огромную роль в процессе их социализации и адаптации, так как:
- укрепляется психика;
- мобилизируется воля;
- происходит расширение их функциональных возможностей;
- ощущают себя полезными и нужными для общества;
- повышается коммуникативная активность, стрессоустойчивость и так далее.
Таким образом, занятие спортом помогает детям познать себя самого, завести друзей, научиться взаимодействовать со своими ровесниками, воспитываются социальнозначимые качества: сила воли, упорство, целеустремленность и так далее, так же, это — вариант на время отвлечься от своей болезни, проблем.
Формируется самооценка у ребенка с ограниченными возможностями, его социальная роль и позиция в обществе, что в конечном счете влияет на его полноценную жизнедеятельность и развитие как личности.
Источник: 2gdp.by/информация/здоровый-образ-жизни/p-15113.html

