Права потребителя – это право лица приобретающего (потребляющего), какой-либо товар или услугу на:
- Надлежащее качество продукта;
- Свободный выбор покупки;
- Верную и достаточную информацию о приобретении;
- Компенсацию расходов и вреда, нанесенного некачественным товаром или услугой.
От чего защищают права потребителя?
Права потребителя это в первую очередь право получить безопасный продукт. Безопасный не только сиюминутно, в момент покупки, но и в процессе пользования, и даже утилизации. Безопасный не только для текущего здоровья потребителя, но и для наследственности, репутации, ограничения возможностей.
Права потребителя предполагают достоверную информацию о свойствах товара или услуги. Это важно и для решения «покупать или не покупать», и для сравнения с другими аналогичными продуктами.
Подлежит защите право потребителя приобретать товар по своему выбору. Нарушением становится сокрытие информации о наличии и доступности товара.
Права потребителя детально регламентируют обязанность виновных лиц: производителей, продавцов и др., компенсировать стоимость некачественного продукта, нанесенного им ущерба, а также возможный вред, причиненный недостоверной или не предоставленной информацией.
Кто защищает права потребителей?
В Республике Беларусь, в других государствах и международной практике возможность защищать права потребителя закреплено за:
- Самим потребителем или его представителями;
- Уполномоченными государственными органами;
- Общественными объединениями потребителей.
В порядке отстаивания своих законных требований потребитель может:
- Обращаться с претензиями к продавцам, производителям, исполнителям и другим, причастным к ситуации лицам. Эти претензии должны удовлетворяться в соответствии с нормами законодательства.
- Направлять жалобы на нарушения своих прав контролирующие органы.
- Прибегать к помощи общественных объединений, защищающих права потребителя.
- Отстаивать свои права в судебном порядке.
Государственные и общественные организации защищают права потребителя в пределах предоставленных законом полномочий, как по жалобам на совершаемые правонарушения, так и без них, в превентивном порядке. Уполномоченные представители власти проводят проверки предприятий и торговых объектов. Общественные объединения подают иски о защите прав потребителей в суды, дают консультации, оказывают иную юридическую помощь и экспертную поддержку.
Судебная защита прав потребителей остается конечной стадией любого из выбранных вариантов.
Наиболее действенной стратегией предотвращения проблем в области потребительских прав представляется внимательное изучение каждой из сторон своих прав и обязанностей и обычная предусмотрительность.