Психическая зависимость – состояние, при котором человек уже не принадлежит себе полностью, а находится во власти какой-либо страсти, то есть термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие к чему-либо. Термин «компьютерная» или «киберзависимость» определяет патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения. Задайте ребенку краткий тест:
• предвкушает ли он заранее удовольствие от скорого вхождения в Интернет или компьютерной игры?
• хочется ли ему подольше задержаться и Интернете или продлить удовольствие от компьютерной игры?
• бывали ли у него нервные срывы, когда он решился на сегодня отказаться от компьютера ради выполнения домашних заданий, но не устоял?
• чувствует ли он себя угрюмым, угнетенным или раздраженным после долговременного нахождения за монитором компьютера?
• способен ли он помимо своего желания нагрубить человеку, который хочет оторвать его от компьютера?
• случалось ли ему лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Интернете?
Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются также общим истощением организма от хронической усталости. Эйфория, вызванная играми или пребыванием в Интернете, может маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей. Как с наркотической зависимостью, когда с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается, так и с каждым часом компьютерной игры зависимость от нее усиливается, и вскоре ребенок вообще не может и дня прожить без компьютера, отдавая ему все свободное время.
Родители должны задуматься над этим, потому что в основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира. Со временем страсть к праздному времяпровождению за компьютером может полностью овладеть вниманием ребенком и на какое-то время даже изолировать его от окружающего мира.
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ
Мгновенное бегство в виртуальный мир, в котором ребенок чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни, создает угрозу для его успешности в будущей взрослой жизни, потому что самое продуктивное время для учения и развития ребенка он жертвует компьютеру. Помочь избавиться от желания сбежать из реального мира должны в первую очередь родители. Понимание, поддержка и эмоциональный контакт с зависимым ребенком очень необходимы ему.
Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины и родителей. Чтобы этого избежать, родители должны поддержать ребенка и помочь ему самому разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неразумно критиковать, грозить и запрещать. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Нужно постараться в в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, он с большей уверенностью будет следовать советам старших и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. В первую очередь следует ограничивать доступ детей к играм, основанным на насилии. Но категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации – запретный плод сладок. Желательно разнообразить круг его интересов и занятий (спорт, турпоездки или различные виды технического творчества и искусства).
Лечение физических симптомов компьютерной зависимости (нарушения зрения, карпальный синдром, синдром «сухого глаза», дисплейный синдром, нарушения осанки) предусматривает в первую очередь правильное обустройство рабочего места и соблюдение режима работы и отдыха. В целях профилактики нарушений зрения рекомендуется проводить гимнастику для глаз. Коммуникационные компьютерные устройства непрерывно совершенствуются. Самое главное, не допустить, чтобы у ребенка развился фанатизм по отношению к новинкам-«гаджетам», потому что не только компьютерные игры, но и даже чрезмерное увлечение SMS и интернет-перепиской может представлять собой серьезную проблему для здоровья и ее тоже следует признать синдромом навязчивых состояний. Это навязчиво-импульсивное расстройство в хронических стадиях доводит до потери чувства времени и пространства.